Елена Кузнецова
Контент-менеджер

Для обычного человека картинка – это источник информации, вдохновения, памяти или опыта. Она дарит впечатления, но о форме ее зритель не особенно задумывается. Дизайнер же в изображении видит баланс, ритм, контраст и композиционный центр. Даже если мы говорим о маленьком лепестке на белом фоне. Восприятием можно управлять, чем и занимаются опытные специалисты. В статье расскажем про основные понятия и законы композиционного построения изображения.

Что такое композиция в дизайне

Это соотношение предметов друг к другу и пространству вокруг, которое формирует единое целое. Внутри может быть много или мало элементов, но они должны составлять гармонию и вести зрителя к определенной цели и эмоции. Все это работает на подсознании. Мы можем смотреть на рисунок и даже не понимать, почему он нам нравится. А вот художник, скорее всего, знает ответ на этот вопрос. 

Композиционная схема бывает:
  • Открытой (линии движутся от центра). Позволяет нам «дорисовать» в уме картину, вывести ее за рамки плоскости. Используют для передачи движения, отображения пространства.
  • Замкнутой (линии стремятся к центру). Подойдет, если нужно показать что-то неподвижное. 
схема

Понятие, основные приемы, принципы, правила и виды композиции в дизайне мы разберем дальше вместе с примерами, которые взяли из канала в Телеграме «Шедевры рекламы». 

Особенности зрительного восприятия

Основные элементы композиционного целого – точка, линия, прямоугольник, многоугольник и окружность. У каждого из них свои оптические особенности. Например, мозг пренебрегает крайними частями круга, поэтому если мы хотим визуально сделать его одного размера с прямоугольником, то увеличиваем. Это же касается острых углов. Или, например, квадрат мы считываем зрительно более гармоничным, если его вытянуть, хотя с точки зрения геометрии это уже другая фигура. 

Виды и основы построения композиции в графическом дизайне – цвет, пространство, светотень, размер. О них поговорим далее более детально. 

Никита Сергеев
Никита Сергеев
контент-маркетолог

Мозг любого человека везде и все хочет упорядочить – так мы справляемся с хаосом, царящим вокруг нас. И когда он занимается обработкой увиденного, то воспринимает разрозненные части как целое: уже на подсознании пытается распознать закономерности и сделать общую картинку более простой. А чтобы зритель лучше считал якорный образ, стоит дать больше пространства вокруг.

Figma: что это за программа и как ей пользоваться. Пошаговая инструкция Читайте также Figma: что это за программа и как ей пользоваться. Пошаговая инструкция

Выделение акцента

Объемы информации, которые обрабатывает мозг ежесекундно, гораздо больше, чем он может оценить, освоить и даже осознанно заметить. Поэтому наше внимание «цепляется» за различные детали. Мы можем забыть, во что была одета подруга, но запомним желтый большой цветок в волосах. По этой же причине в текстах есть подзаголовки, сноски, цитаты и другие визуальные элементы наряду с многочисленными однотипными буквами. 

Акценты есть и в визуалах, здесь их называют доминантами. Это не обязательно что-то большое. Достаточно добавить краски, необычную или выразительную форму, неожиданный объект. Здесь важно привлечение внимания. Стоит позаботиться, чтобы это была часть основной задумки, которая «ведет» зрителя, а не просто яркая клякса на листе. 

Особенности композиционного построения и приемов в  веб дизайне – не хаос. Это система, которая аккуратно направляет к цели. 

амазонка

Распознавание других людей

Лицо не только зеркало души, как в известной поговорке, но и отличный маркетинговый элемент. Мы покупаем у людей, на товары с изображением человека обратим большее внимание в магазине. Даже аватарка в соцсетях, с которой на нас «смотрит» собеседник, привлекательнее и притягательнее. 

Наиболее активно это используют рекламщики. Йогурты, мюсли, соки нам жизнерадостно и улыбчиво предлагают счастливые семьи или дети. Спортивные вещи, косметику, пластическую хирургию – красивые и успешные молодые люди. Как тут устоять?

Поиск гармонии и смысла

«Это облако похоже на динозавра, а это – на медузу». Человеческой природе свойственно «наводить порядок» и искать его даже среди хаоса. На этом принципе базируются правила построения композиции в дизайне. 

Если объекты похожи между собой, мы воспринимаем их как взаимосвязанные. И когда нужно визуально отделить что-то, например, акционную позицию в каталоге, мы можем просто повесить на нее цветную плашку. 

окна
Развешенное белье очень похоже на цветы, правда?
парик
Наденьте парик на что угодно и наше воображение дорисует картинку.
Как правильно делать классные презентации: правила оформления и советы, как сделать красиво Читайте также Как правильно делать классные презентации: правила оформления и советы, как сделать красиво

Центры

Пусть вас не смущает это слово – здесь речь идет не про визуальную середину полотна. На деле центром может называться абсолютно любая точка притяжения, к которой «ведет» картинка. Участки полотна, которые мгновенно бросаются в глаза, называют фокальными точками. 

Нужно различать так называемые геометрический и композиционный центры. Последний создается намеренно по задумке дизайнера или художника с помощью визуальных акцентов. На полотне может быть несколько точек опоры, вокруг которых выстраиваются объекты – часто такие визуалы рассказывают сразу несколько историй, а не одну. Хотя усердствовать в этом не советуем – все-таки нам не нужно, чтобы внимание зрителя рассредоточивалось.  

асфальт
Найдите маленький и забавный центр композиции.

Линии

Одни из ключевых компонентов дизайна. Они позволяют направить взгляд, создать динамику, ощущение покоя или движения. 

Горизонтальные полосы отличаются равновесием. Вертикальные – мощью, стабильностью и ростом. Диагонали дают чувство движения, динамики. Еще линии – основа сетки. Ее дизайнеры используют как ориентир при размещении предметов и объектов. 

рука
женщина

Баланс

Это понятие весьма субъективно. Картинка может быть уравновешена и наоборот – динамична в своей нестабильности. Главное – чтобы общее впечатление было гармоничным. Средства, графические приемы, примеры и свойства композиции в дизайне как раз преследуют эту цель. 

машина
Здесь ощущается устойчивость.
Люди отлично запоминают яркие образы – красочные изображения, креативные видео. А значит, вы можете донести торговое предложение до аудитории. Мы поможем вам с настройкой и размещением медийной рекламы: будем управлять ставками, анализировать метрики, повышать эффективность.
Оставить заявку
Подробнее…

Симметрия

Этому закону подчиняется много образов в природе и повседневной жизни. Не зря так привлекает симметричная стрижка, макияж, длина юбки. Это приятно глазу, комфортно и «правильно». Поэтому в искусстве часто один объект картины как бы отзеркаливает другой. Симметрия служит для передачи покоя, сбалансированности, надежности, а иногда и величия. Это наиболее легкий способ достичь визуального равновесия. 

лифт

Но этот прием нередко считают скучным: понятно, чего ожидать, все просто, предсказуемо. Так что специалисты создают и другого рода динамику. Например, на одной стороне – доминирующий объект, а на другой – несколько менее значимых, которые его уравновешивают. В таком случае мы все равно сохраняем баланс, хоть и асимметричный. 

Крупные и мелкие элементы, темные и светлые участки – все это инструменты асимметрии, но «правильной» с композиционной точки зрения. Да и выглядят они более интересно, ведь можно заложить больше визуального разнообразия. 

Нужно просто принять как факт, что у каждого предмета на странице есть определенный вес. Конечно, мы не можем его измерить в баллах или килограммах, но чем больше места и внимания он занимает, тем более «тяжелым» его будем считать. 

Золотое сечение

Абсолютная гармония, полная слаженность. Именно так можно охарактеризовать это в живописи и в целом в искусстве. Это самые приятные для восприятия пропорции с математической точки зрения. Поэтому дизайнеры одежды и фотографы часто применяют прием в своих работах, а до них его активно использовала и продолжает это делать сама природа: достаточно вспомнить ящерицу, ракушку, подсолнух.

Изучением золотой пропорции в разные промежутки времени занимались Архимед, Евклид, Леонардо да Винчи, Лука Пачоли, Иоганн Кеплер, Адольф Цейзинг и Эдуард Сороко. Как синоним этому термину еще иногда используют «божественный».

золотое сечение

Принцип золотого сечения – отношение большей части к меньшей и большей к целому. Греки вывели цифру для обозначения данной пропорции – 1,68. 

Когда мы увеличиваем элементы согласно этому числу по отношению друг к другу, получаем гармоничные и самые «приятные» соотношения. Хотя технически это не всегда просто. Но главные принципы и правила построения композиции в дизайне не ограничиваются строгими приемами. Это и эксперименты. 

логотип

Негативное и позитивное пространство

То есть занятое и свободное. Значима каждая деталь, даже такая неожиданная для обычного пользователя как пространство. 

Позитивное – то, которое занимают сами предметы, а негативное или белое, или контрформа – место между ними. Воздушность так же необходима, как и акценты. Не стоит ею пренебрегать. 

Сюда же относятся интервалы между словами и абзацами в тексте. Это помогает расставить смысловые паузы и выделить основные объекты, «уравновесить» картинку, сделать контент удобным читателю, создавать образы. 

пейзаж
Что такое инфографика: примеры, шаблоны и советы по оформлению Читайте также Что такое инфографика: примеры, шаблоны и советы по оформлению

Ритмика

Что бы вы ни размещали на листе, ритм цвета в композиции графического дизайна все равно будет. Даже если нет центрального элемента. И особенно если много маленьких повторяющихся объектов. 

Когда мы подсвечиваем все ссылки, цены, имена на сайте одним оттенком и размером, пользователь понимает, что ему искать. Он уже «выхватывает» эти акцентные места из пространства. А когда мы хотим явно обратить внимание на что-то, скажем, акцию, нужно визуально ее отделить от остального контента. 

Под ритмикой принято понимать упорядоченное движение. Но это не всегда одинаковые элементы и интервалы, как при статическом регулярном ритме. Допускается плавность, когда содержание следует изгибам и волнистым линиям. При этом каждый может быть уникальным, как окраска зебры в природе. 

зебра

Или прогрессирующим, когда при повторении объекты последовательно меняют форму и размер. 

Но помните, когда все в комнате громко кричат, не услышишь никого. 

Цвет

В нашем восприятии мира цветовая гамма очень важна. Какие-то цветовые решения мы оцениваем как агрессивные, например, красный. А другие нас успокаивают: зеленый. Конечно, это условное деление, есть много оттенков со своими значениями, и не стоит их недооценивать. В классическом понимании гармонично выглядит соотношение 60/30/10, где 60 – основной оттенок, 30 – поддерживающий, а 10 – акцент. А чтобы их сочетать между собой, стоит придерживаться нескольких правил. 

поле
пустыня

Сравните, какое изображение тревожное, а какое умиротворяет?

Тон

Пожалуй, самую глубокую и значимую роль в исследование цвета внес Иоганнес Иттен. Он предложил модель цветового круга с разделением на комплементарные, аналоговые и триадические оттенки. 

цветовая схема
  • Противоположности создают контраст и отделяют предметы друг от друга. Например, красный и зеленый. 
  • Объединение оттенков, стоящих рядом, наоборот, создает ощущение порядка и гармонии – такое сочетание понятно каждому и даже немного предсказуемо. Пример – желтый и оранжевый. 
  • Триадические создают визуальное контрастирование, но без бум-эффекта: синий, красный, белый, как логотип Pepsi. 
банка пепси
Пример хорошей дизайнерской композиции.
Определим целевую аудиторию, подберем подходящие инструменты, составим стратегию, подготовим объявления и настроим рекламу. Каждый месяц вы будете получать подробный отчет, а мы- оптимизировать кампании для большей эффективности.
Оставить заявку
Подробнее…

Насыщенность

Чем насыщеннее цвет, тем более привлекательный, чистый и динамичный вид. Но слишком много ярких оттенков одновременно будут соперничать за внимание и акценты. Поэтому когда хотим выделить объект, делаем его сочным, а вокруг – более приглушенные детали. 

зуб
Насыщенный синий делает белый еще белее. 

Яркость

Этот прием направляет взгляд зрителя и помогает создать акценты. На темном фоне светлый цвет хорошо заметен и наоборот. Классический пример – белый лист и черный шрифт текста. 

миски

Температура

Условно цвета делятся на две группы: теплые (красный, оранжевый, желтый) и холодные (лиловый, зеленый, фиолетовый, синий). Мы ощущаем ближе элементы теплого спектра и дальше холодного. Это удобно обыгрывать в привлечении внимания. 

комар

Композиционные правила

Нельзя сказать, что есть законы, их не стоит нарушать. Что обязательно следовать первому, третьему и пятому, а остальные можно игнорировать. Все же дизайн – это творчество. Но не хаотичное, а упорядоченное, поэтому есть некоторые особенности. 

Минимум одна доминанта

Доминирующая точка притягивает взгляд, она квинтэссенция произведения. Это не просто цветовой акцент в композиции: это то, что задает центральную мысль. Все остальные детали уже подчиняются ей. Чаще всего именно в доминанте заключены центральные смыслы визуала – если их несколько, они могут спорить друг с другом, таким образом создавая сюжет. 

чулки

Правило третей

Сетка в камере нашего смартфона отвечает именно этому принципу. Профессиональные фотографы тоже часто используют прием. 

Рабочая плоскость делится на три равные части по горизонтали и по вертикали, а элементы размещают вдоль разделителей или в точках пересечений. Так изображение получается сбалансированным. Это упрощенный вариант концепции золотого сечения. 

Чередование размеров и количества

Как в копирайтинге для более ритмичного и динамичного повествования рекомендуют использовать короткие и длинные предложения, так и в дизайне можно чередовать большие предметы с маленькими, а парные с непарными. Это удерживает внимание и задает ритм. 

сыр

Работа с контрформой

Это незаполненное пространство вокруг объекта. И если в живописи его обычно наполняют незначительными элементами (листы, песчинки, волны на море, птицы в небе), то в графике этого не требуется. Часто даже вредно. Когда мы перегружаем зрителя, он становится расфокусированным, хуже воспринимает смыслы. 

Отказ от традиционных правил (для нестандартных задач)

Отказ от универсальных законов и стандартных решений – прием, который используют во всех видах искусства. Дизайнерское ремесло не исключение. Все вертикальные напечатанные визитки, пусть даже с необычными акцентами, уже никого не удивят. Дизайнеры, маркетологи, рекламщики ищут и находят новые формы, решения, нестандартные варианты. В помощь – насмотренность и опыт. 

Экспериментируйте, пробуйте и оценивайте результаты. Так вы сможете создать свой неповторимый стиль. 

Подводим итоги: как создать композицию, базовые принципы и особенности построения 

Есть множество приемов грамотной структуры. Можно следовать им, но интереснее действовать по своему сценарию, ведь подача контента – определенного рода игра, и законы определяем мы сами. Но рекомендуем обратить внимание на такие моменты:

  • какие смыслы хотим донести до конечного потребителя;
  • определиться с формой и областью;
  • учесть окружающую среду (где представим визуал); 
  • просчитать условия взаимодействия (сколько человек будет коммуницировать с изображением);
  • предусмотреть другие факторы. 

Если вы только начинаете путешествие в мир дизайнерского ремесла, пробуйте самые простые и практически беспроигрышные приемы: трети, линии, симметрию, выделение цветом. Изучите основные законы, принципы и правила композиции в дизайне. Оценивайте результат и постепенно наращивайте насмотренность. Это позволит применять все более сложные механики и добиваться неожиданных интересных решений. 

Оставить заявку
Оставить заявку
Получите консультацию и персональное предложение по развитию вашего бизнеса.
У меня есть промокод
Заявка отправлена!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии